В Большом театре Беларуси презентовали фотоальбом «Щелкунчик»
В итоге для вечности запечатлены все четыре спектакля народного артиста СССР Валентина Елизарьева, которые идут в новой авторской редакции. «Кармен» не в счет, потому что сам Елизарьев о ней сказал:
– Это такой материал, который не надо пересматривать. Я считаю, что десятилетия со дня премьеры его не состарили. Он остался современным и по мысли, и по хореографии.
Остальные спектакли пересмотрены очень существенно, вплоть до изменения главной идеи. И это одна из причин, почему эти четыре альбома так интересно смотреть и пересматривать. Они запечатлели мгновение в жизни спектаклей, живущих на сцене долгие десятилетия. Спектаклей динамичных, меняющихся – без движения спектакли, как и люди, быстро старятся и умирают.
– Когда я впервые увидел балет, увидел потрясающие декорации, которые сделал художник Евгений Лысик, я был так ошеломлен, что мне захотелось это передать в фотографии, – рассказывает фотограф и автор проекта Алексей Казнадей. – Это удалось. Можно рассмотреть детально, как гениально это сделано...
Алексей Казнадей – автор всей серии «Мгновения Валентина Елизарьева». Автор идеи, автор фотографий. Даже цветокоррекция выполнена его талантливыми руками, и это еще одна причина бесконечно рассматривать этот альбом.
Причем вся серия получилась на редкость единой, но альбомы в ней отличаются.
– Первые две книги были черно-белые, – говорит Алексей. – В третьей уже появился цвет. В этой книге мы решили сделать только цвет, потому что балет настолько яркий, настолько фееричный, настолько цветной, что эта книга передает всю гамму спектра, что есть на свете.
Но это еще не вся правда.
«Сотворение мира» – это альбом о сотворении спектакля. Черно-белые фотографии с репетиций, цветные – с премьеры. Преодоление, борьба, сотворение.
«Щелкунчик» – это альбом-праздник. Это сплошная, выплескивающаяся из берегов, цветущая премьера. Вчерашние мои гости, что за минуту до того подтрунивали над моей страстью к балету, увидев альбом, жадно прильнули к нему и никак не могли от него оторваться.
Так что прав генеральный директор театра Александр Евгеньевич Петрович, сказавший:
– Это действительно величайшее достижение не только искусства на сцене, но и искусства в книге.
Выход альбома оказался приурочен к дате, может быть, не такой красивой и круглой, как 300-й спектакль «Сотворения мира», но достаточно знаменательной. 39 лет со дня премьеры «Щелкунчика», через год будет сорок! Да, с перерывом, когда в театре шел «Щелкунчик» Александры Тихомировой. Но сорок! Я помню этот день – 15 апреля 1982 года, когда театр буквально ломился от публики. До ремонта на балконе было пространство, свободное от кресел, и мы – ученики, студенты – стояли там кто на одной, кто на двух ногах, а кто-то в первом ряду умудрился даже присесть.
Тогда танцевали Бржозовская и Троян. Сейчас они балетмейстеры-репетиторы по «Щелкунчику», их имена указаны в альбоме среди соавторов и творцов.
Ныне артисты совсем другие – даже физически. Но театр по-прежнему ломится от зрителей. При всех коронавирусных страхах «Щелкунчик», насколько я знаю, был и остается единственным спектаклем, который собирает аншлаг. Конечно же, в этот вечер говорили и о «Щелкунчике», и о балете, и о Чайковском, и о детях, и о том, насколько уникальна для искусства наша страна.
Но сегодня я пишу только об альбоме, потому что это огромный повод для гордости. Это чудо и счастье, что у нас есть такая полиграфия, такие фотографы, такой балет. Что у нас достояние бережно хранят, восстанавливают, запечатлевают и, вдохновляясь им, создают новое. В такой стране, в такой культурной традиции я хочу жить.