В БПЦ рассказали, сколько минут общения с животным улучшают гормональный фон человека
Фото БЕЛТА
«Если верить исследованиям, то 3–4 минуты активного взаимодействия с животным приводят к тому, что даже меняется гормональный фон у человека. То есть кортизол падает, например, дофаминовые механизмы запускаются. То есть, по сути, это действительно то, о чем мы и говорим, — эмоциональная поддержка», — сказал Роман Артемов.
Особенно интересно исследование, касающееся детей онкологического спектра в ремиссии. По словам священнослужителя, пятилетнее исследование доказало, что процент рецидивов при наличии постоянного определенного контакта с животным у таких детей становится меньше.
В Минске сегодня презентовали новое направление работы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Белорусской православной церкви — реабилитацию взрослых и детей с особенностями здоровья при помощи специально обученной собаки (канистерапии).
Служебная собака породы золотистый ретривер получила специальный статус для работы в медицинских учреждениях, зачислена в штат Синодального отдела и в ближайшее время начнет совершать с иереем Артемом Романовым рабочие выезды в больницы, социальные организации и приходы Белорусской православной церкви.
По словам иерея, эта порода считается одной из тех, которые идеально подходят для канистерапии. «Мы ее специально подбирали, исходя из темперамента, исходя из того, что она может, и в последующем наблюдали активно за тем, как развивается ее темперамент. Собаку зовут Гектор. Ему два года и два месяца», — рассказал он.
Обучение служебной собаки нацелено на работу непосредственно с детьми, пояснил священнослужитель. «Она, в принципе, со здоровой психикой и, как мы уже посмотрели, достаточно контактная и терпеливая, это самое главное. И конечно, будет нацелена на работу с детьми с инвалидностью и на работу с детьми с онкологическим спектром заболеваний, которые находятся в ремиссии», — отметил он.
Главная функция собаки заключается в эмоциональной поддержке. «Мы не берем медицинский аспект реабилитации, потому что для этого необходимо медицинское образование проводника. У меня нет медицинского образования, поэтому, соответственно, мы не берем реабилитационные и абилитационные функции», — сказал он.
Общение ребенка с собакой предполагается в течение 25–35 минут. Именно столько длится сессия. Собака устает, пояснил священнослужитель. «По регламенту мы должны думать не только о пациенте, о ребенке, но и о собаке, потому что это процесс обоюдный. Если групповая работа, то может быть чуть-чуть дольше, но ненамного», — отметил он.
Иерей добавил, что собаке после сессии нужно длительное восстановление. «Собака не человек, соответственно, от ментальной нагрузки отдыхает намного дольше», — добавил он.
Сейчас идет процесс социализации собаки, и, соответственно, более серьезные итоги можно будет подвести уже через год после активной работы проекта, пояснил Артем Романов.
В числе учреждений, которые планируется посещать, — Белорусский детский хоспис, Республиканский клинический центр паллиативной медицинской помощи детям, возможно, детский онкоцентр. «Индивидуальный запрос мы предполагаем. Сейчас активно ездим по приходам», — отметил иерей, добавив, что местами посещения станут медучреждения не только в Минске.
Говоря о перспективах проекта, Артем Романов заметил, что проект с Гектором больше имиджевый. «Мы не сможем с ним выезжать чаще раза в неделю по той простой причине, что мой функционал как священника не предполагает такой возможности. Наша задача — показать, как это работает, чтобы привлечь еще больше людей, у которых есть собаки и которые, может быть, хотели бы (а запрос такой есть) продвигать тему канистерапии. Для успешной работы нужно 3–4 рабочие собачки», — сказал он.
Артем Романов выразил надежду, что священники и прихожане храмов, у которых есть собаки, вдохновятся этим проектом и захотят заниматься этим направлением.