В Госадминистрации водного транспорта оценили перспективы развития белорусского водного туризма

В Беларуси существуют возможности для развития внутреннего водного туризма. Об этом говорится в сообщении на сайте Республиканского союза туристической индустрии (РСТИ), где ссылаются на данные Государственной администрации водного транспорта.

Иллюстративное фото

На территории Беларуси в настоящее время в судоходстве задействовано 2136 км водных путей, из них чуть больше половины — с гарантированными габаритами, проинформировали в РСТИ. В то же время пригодны для судоходства около 3,5 тысячи километров. Водный парк страны насчитывает более 700 судов, есть 7 речных портов. Восьмой еще недавно работал в Могилеве, но его перевели в разряд технического участка.

Для пассажирских перевозок все наши водные пути использовать можно, — приводят в РСТИ слова директора Государственной администрации водного транспорта Татьяны Таболич. — Даже с учетом меженя теплоходы с низкой осадкой везде пройдут. Ниже 70 см вода на внутренних водных путях опускается очень редко. Иными словами, возможности для водного туризма есть.

На сайте Госадминистрации водного транспорта ежедневно размещается информация о состоянии внутренних водных путей: описание всех эксплуатируемых участков белорусских рек, подробные габариты (длина, глубина, ширина, радиус кривизны), ежедневно обновляется сводка по уровню воды в реках. На интерактивной карте обозначена вся инфраструктура: порты, шлюзы, ГЭС, мосты, обслуживающие предприятия. В режиме онлайн можно посмотреть, где какая глубина, навигационные знаки, температура воды, подмостовые габариты. В сводном информационном бюллетене публикуются актуальные данные, где какая ситуация, препятствия, опасные участки.

Вся нормативная база на внутренних водных путях сформирована, заявляют в Госадминистрации водного транспорта. Судоходство регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта. Водные пути, их границы и участки обозначены соответствующим постановлением Минтранса. Например, Заславское водохранилище (Минское море) не относится к внутренним водным путям, поэтому осуществлять перевозку пассажиров за деньги или эксплуатировать судно внутреннего плавания там нельзя. Августовский канал (22 км) только в 2020 году вступил в разряд внутренних водных путей. В прошлом году там отрегулировали движения судов Правилами плавания по внутренним водным путям: где могут корабли заходить, допустимая скорость, где стоянки, где разрешено проводить спортивные мероприятия, где есть места для плавучих гостиниц. Не так давно статус внутренних водных путей обрела и Свислочь (18 км) — от Дроздов до парка Горького. По данным РСТИ, три прогулочных теплохода планируется спустить на воду в Дроздах.

По словам Татьяны Таболич, хотелось бы пойти по пути России, где формируется бюджет из расчета на каждый километр внутренних водных путей:

Наши финансовые возможности в разы скромнее, и тем не менее реки обслуживались и обслуживаются постоянно. Мы ежемесячно выходим на пути и замеряем глубины. Понимаем, что, где и в каком состоянии. Но на полноценное исследование нужны средства. Тут все взаимосвязано: чем меньше судоходство, тем больше зарастают внутренние водные пути. Чем меньше мы их обслуживаем, тем меньше судоходство. Если ничего не делать, реки обмелеют.


Фото: ЧУЙКО Павел Викторович