В Гродно открыли мемориальную доску в память о жертвах геноцида на здании Гродненской городской тюрьмы

Прокурорами и историками установлено, что именно в гродненской тюрьме немецко-фашистские оккупанты, а также их пособники из числа полицейских и членов националистических батальонов убивали мирных граждан. По разным оценкам, на территории тюрьмы в годы войны фашисты расстреляли около тысячи человек. Одних хоронили на небольшой глубине прямо на месте, других — вывозили за черту города.


Заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь Максим Воронин отметил важность события:

— В ходе расследования уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны органы прокуратуры продолжают открывать новые печальные страницы истории. Особенно эта деятельность касается выявления предателей и пособников фашистского режима. Результаты расследования ошеломляют и где-то даже шокируют. Достоверно установлено, что масштабы трагедии белорусской земли в военные годы на самом деле гораздо больше и шире, чем принято было считалось. Ранее цифра погибшего населения в годы ВОВ долгое время остановилась на отметке 2 миллионов 200 тысяч человек, на сегодняшний день в ходе следствия установлено, что погибших — более 3 миллионов. Это касается и уничтоженных населенных пунктов, число которых уже увеличено на треть. И это уже более 12 тысяч сел и деревень. Это касается и «сестер Хатыни», когда людей сжигали вместе с домами. Это печальный список дополнен 102 населенными пунктами. Общее число — 288. Это же касается ранее неизвестных мест уничтожения и захоронения жертв среди мирного населения. В настоящее время их насчитывается более 180. Растет число карательных операций, лагерей смерти, функционирующих на территории нашей страны.

Максим Воронин особо подчеркнул, что это не просто цифры и статистические данные:

— Это судьбы наших отцов, дедов и прадедов. Бывали случаи, когда наши сотрудники, мужики с большой буквы, не могли сдержать слез, когда читали архивные документы или опрашивали немногочисленных очевидцев тех жутких событий. Могу это подтвердить собственным опытом. В условиях тех процессов, которые происходят в мире, к сожалению, тема нацизма не теряет актуальности. В ряде государств прямо и открыто пропагандируется нацистская символика, а порой и под фашистскими флагами осуществляются военные действия. Это общеизвестно. Именно поэтому так важно помнить, что без прошлого нет настоящего и будущего. Пусть эта память вызывает боль, но ее важно передать подрастающему поколению, чтобы знали, помнили и не дали повториться.

Заместитель председателя Гродненского облисполкома Виктор Пранюк напомнил присутствующим, какую цену заплатили за победу жители области:


Путь к бессмертию — это надежная память. Здесь, в центре исторического центра Гродно, более 80 лет назад происходили страшные события. Тюрьма, которая была построена для наказания злодеев, совершивших тяжкие преступления, вдруг стала местом гибели ни в чем не повинных людей. Здесь терзали и убивали всех тех, кто не принимал новый порядок, кто оказывал сопротивление, кто не соглашался с политикой фашистов. Здесь было неважно, какой цвет волос, глаз, какое вероисповедание. Белорусы, поляки, евреи, лица разных национальностей — всех из уничтожали за сам факт существования. Среди них были женщины и дети. В архивах велась очень серьезная работа. Привлекали к этому расследованию, в том числе специалистов-историков Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Так удалось обнаружить свидетельства людей, которые видели своими глазами убийства, происходившие на территории тюрьмы. Только благодаря совместной работе в скором времени, надеюсь, удастся узнать имена всех погибших. Работа по увековечиванию памяти героев и жертв войны велась всегда, активизировавшись в последние годы. Это стало возможным, так как появилась возможность разблокировать и открыть архивы с засекреченной информацией. Сегодня мы понимаем, что сделать это надо было значительно раньше, чтобы показать всему миру и себе самим, что здесь происходило на самом деле. Мы знаем, что только в Гродно более 23 тысяч жителей было уничтожено руками оккупантов. И эта цифра, увы, не окончательна.

С первых дней оккупации Гродно немецкими захватчиками здание и территория тюрьмы приспособлены для содержания, пыток и уничтожения советских активистов, участников сопротивления и партизан, а также мирного населения Гродно и его окрестностей, арестованного по подозрению в помощи партизанам. Во дворе тюрьмы немцы систематически производили массовые расстрелы заключенных.

Заместитель прокурора Гродненской области Андрей Скурат рассказал подробности и факты происходившего по времена ВОВ на территории тюрьмы:



— Установлено, что за годы войны в стенах исправительного учреждения фашистами замучено, повешено и расстреляно около тысячи человек. После освобождения территории города членами государственной комиссии при обследовании территории тюрьмы на небольшой глубине обнаружены трупы расстрелянных узников, скрытых от глаз посторонних лиц под насаждениями овощных грядок и цветников. Например, 200 квадратных метров были засеяны ромашкой, а под ними — сплошное кладбище. У северной стены грядки картофеля скрывали могилы длиной 30 метро и шириной около 2 метров. Некоторые могилы и вовсе были засыпаны мусором. При извлечении костных останков у трупов зафиксированы телесные повреждения и огнестрельные ранения в голову. Среди расстрелянных были как мужчины, так и женщины, дети. Открывшиеся страшные картины злодеяний оккупантов зафиксированы членами комиссии в акте от 29.07.1944 года.

Остальная часть узников тюрьмы была вывезена в район Форта № 2 деревни Наумовичи Гродненского района, где у рвов вблизи полуразрушенных казематов расстреляна немецкими извергами. Следует отметить, что расстрелы на этом месте фашистами осуществлялись уже начиная с первых дней оккупации Гродно.

Свидетельства страшных картин злодеяний, совершенных в отношении заключенных тюрьмы Гродно, зафиксированы в архивных документах, воспоминаниях узников тюрьмы и гетто, а также на страницах архивных уголовных дел. Исследования территории тюрьмы и обнаружение костных останков расстрелянных узников получило отражение в актах государственной чрезвычайной комиссии.