В канун 35-й годовщины чернобыльской трагедии в Большом театре Беларуси прозвучит «Реквием» Верди

Это событие уже называют реквиемом белорусов мира. Лучшие белорусские голоса – певица мира Надежда Кучер, прима Мариинского театра Екатерина Семенчук, победитель «Опералии» Павел Петров и лауреат многочисленных конкурсов Александр Рославец соберутся вместе, чтобы с прославленными хором и оркестром Большого театра Беларуси исполнить одно из величайших произведений мирового музыкального искусства.


– Говорят, что «Реквием» – это 27-я опера Верди. И это действительно одно из самых гениальных его произведений. Крупнейшие театры мира обязательно в своем репертуаре бережно его хранят, – говорит главный хормейстер Большого театра, народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии, кавалер ордена Франциска Скорины Нина Ломанович, которая сейчас вместе со своим коллективом трудится над этим полотном, оттачивая каждую деталь.


Реквием Верди появился в репертуаре театра отнюдь не сегодня. 

– На нашей сцене впервые «Реквием» был исполнен в 1994 году, – вспоминает Нина Ломанович.

Инициаторами этого огромного события были тогдашний главный дирижер Александр Анисимов и главный хормейстер Нина Ломанович. 

Я была в театре в тот вечер 26 апреля 1994 года. За пультом был Александр Анисимов, солировали, насколько мне помнится, Наталья Костенко, Наталья Руднева, Марат Григорчик, Олег Мельников. Зал, несмотря на тогдашние трудности, был набит битком. Впечатление потрясающее, аплодисменты горячие и искренние.

С тех пор «Реквием» возвращался из года в год. Его с успехом вывозили на гастроли. 

– Помню, мы его пели в огромном римско-католическом соборе (Кордовской мечети) в присутствии кардиналов, – рассказывает Нина Ломанович. – И после исполнения ко мне подошел англичанин, простой зритель, который произнес: «Слушал «Реквием» в самых разных странах мира. Но лишь теперь понял, для кого Верди писал это произведение. Для белорусов». Эти дорогие слова до сих пор в моем сердце.


И правда, в музыке Верди для меня звучат страшные отзвуки войны. Не могу постичь, как в 1869 году, когда не было еще ни танков, ни самолетов, Верди в «Dies irae» изобразил авианалет и атомную бомбардировку. Белорусы узнают в этой музыке самих себя – свою силу, свои страдания, свое сопротивление, свою победу, давшуюся огромным количеством жертв.

В какой-то момент, когда мы стали жить очень хорошо, традиция исполнения «Реквиема» в Большом театре стала затухать. Но пандемия, но осознание хрупкости нашего мира ее воскресили.

– Без лишнего пафоса скажу, что мы действительно поем «Реквием» по-другому, с внутренней страстью, эмоционально-проникновенно, с горячей молитвой. Когда сижу в зале и слушаю – мороз по коже… Очень люблю «Реквием» Верди и, конечно, жду, когда эта музыка снова прозвучит в родном театре. Тем более с таким составом солистов, – признается Нина Ломанович.

– Действительно, событие очень важное, и от этого концерта я очень многого жду, – говорит дирижер Дмитрий Матвиенко. – Надеюсь, наш «Реквием» станет событием для всей Беларуси. 


Фото Большого театра Беларуси