В Минэкономики призвали синхронизировать процессы совместной цифровизации в ЕАЭС
По мнению Алеси Абраменко,в развитии экономики цифровизация выходит на первый план, позволяя улучшить качество услуг, упростить и ускорить процессы торговли, тем самым повысив их эффективность. Однако, как показала практика, она может стать и барьером для взаимной торговли в Евразийском экономическом союзе.
– Когда мы вводим какие-либо новые требования, переводя документы в электронный вид, мы идем в ногу со временем. Но несогласованность в этом движении может привести (и, как мы уже видим, приводит) к неравным условиям на общем рынке. Одним из примеров серьезных издержек такой ситуации стала проблема обеспечения контроля и прослеживаемости лесоматериалов, – сказала замминистра. – У слабой согласованности действий есть и другой негативный эффект. В последние два-три года государства - члены ЕАЭС существенно продвинулись в формировании национальных систем цифровой экономики. Как результат - стали пробуксовывать наши общие цифровые треки. Показательный пример – Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий. Проект был призван повысить эффективность взаимодействия хозяйствующих субъектов, в том числе простимулировать инновационные процессы путем трансфера технологий. Однако в странах ЕАЭС уже созданы аналогичные системы, с помощью которых предприятия решают вопросы импортозамещения, получения льгот, заключения и сопровождения контрактов. А интеграционный проект находится в разработке с 2019 года и до сих пор не завершен.
Как подчеркнула Алеся Абраменко, в процессах совместной цифровизации следует вернуться к исходной точке: обсуждению принципов взаимодействия национальных и наднационального компонентов информационных систем.
– Сегодня общие подходы к цифровизации в ЕАЭС нам в Беларуси видятся такими. Во-первых, все государства-члены должны находиться в равных условиях при реализации цифровых инициатив, во-вторых, цифровые процедуры должны быть необременительными для пользователей, в-третьих, согласованными должны быть не только обменные информационные процессы, но и вопросы защиты информации и персональных данных, предупреждения утечек информации, и в-четвертых, ЕЭК должна выступать координатором и держателем наднационального компонента евразийских информационных систем, – рассказала она.
Положительные примеры совместного использования потенциала цифровизации в союзе есть, подчеркнула замминистра.
– Среди них обмен информацией таможенных служб, системы прослеживаемости сельскохозяйственной продукции, приложение "Путешествую без COVID" и ряд других. Все они стали возможны именно потому, что в их основе лежат общие подходы, учитывающие интересы каждой из наших стран, – резюмировала замглавы экономического ведомства.