В Минском аэроклубе ДОСААФ летчики оттачивают мастерство фигур высшего пилотажа

Выходные дни для Минского аэроклуба ДОСААФ с легендарным прошлым (год образования 1934-й!) самые активные. В это время съезжаются любители острых ощущений, чтобы прыгнуть с парашютом, семьи – разнообразить свой отдых и подняться на вертолете, курсанты авиационного факультета Военной академии и спортсмены – пройти летную подготовку. Портал sb.by побывал в Липках, где совершил воздушную разведку погоды, и узнал, чем живет аэродром в первые летние дни.

Начальник аэроклуба Николай Мочанский вводит в курс дела:

– У аэроклуба несколько направлений – летная подготовка курсантов авиационного факультета Военной академии, спортсменов по самолетному, вертолетному, парашютному и авиамодельному спорту (на разных уровнях сейчас около 50 спортсменов), участие в авиационных праздниках. Выполняем все те задачи, которые перед нами стоят. В условиях непростой эпидемиологической ситуации соблюдаем все меры предосторожности. У нас работает пропускной режим, постоянно обрабатываются помещения, для работников обязательны маски. Летный сезон, считай, в разгаре, поэтому аэродром активен.

О чем речь? У курсантов и летчиков-спортсменов сейчас действительно горячая пора. После теории они оттачивают навыки пилотирования в деле. С весны по осень – оптимальное время. Прежде чем начать полеты, необходимо совершить воздушную разведку погоды – изучить состояние облаков, ветер. Эти параметры влияют, сможет ли подняться в воздух и на какое расстояние авиационная техника, будут ли совершать прыжки парашютисты.

Грузимся в вертолет Ми-2. Техника плавно набирает высоту. Вот уже внизу простирается Минск – отчетливо виден Первомайский район с Национальной библиотекой, жилой застройкой. Да, наблюдать за городом с такой точки – одно удовольствие. Позже пилот скажет, что были на максимальной высоте в 600 метров. Так определяется нижняя граница облачности. Когда курсанты начнут летать, не должны столкнуться с метеоусловиями, к которым не подготовлены. Примерно на этом расстоянии, в полукилометре от земли начинаются кучевые облака. Сквозь них в буквальном смысле пролетаем. На сленге летчиков попадаем в молоко. Как это описать? Сидишь в кабине, а за бортом – непроглядный белый туман. Затем снижаемся – предельно малая высота в не населенных пунктов -- 50 метров (цель: разведать обстановку – нет ли стай птиц, к примеру). Изучив погоду, возвращаемся на аэродром.

Летчикам-спортсменам дают предпилотные указания. Ну что ж, к бою! В воздух поднимается вертолет Ми-2, за штурвалом третьекурсник Военной академии Вячеслав Белянко. Сложно поверить, что такой махиной управляет 20-летний парень. Слава, понятно, в летном деле уже не новичок – занимается на базе аэроклубов ДОСААФ второй год:

-- Учеба начинается с прохождения теоретического курса – изучаем конструкцию вертолета. Затем переходим к практике. Первый год учимся летать: знакомимся с техникой, второй год совершенствуем навыки и переходим к более серьезным задачам. Среди них полеты ночью, на предельно малой высоте. Знакомство с вертолетом вживую произошло в начале мая прошлого года. Первые чувства – удивление, восторг! Ведь это что-то новое. В день самостоятельного вылета была ясная погода – это ли не удача? Инструктор все еще раз проверяет, отходит – и ты один. Это важный этап и психологической подготовки. Сейчас у меня на счету 140 часов полета.

Для курсантов самый сложный элемент – посадка. Нужно быть максимально сконцентрированным, следить за приборами, чувствовать, как ведет себя вертолет, учитывать скорость ветра. Мягкое приземление – наилучший результат.

Пока разговариваем, в небе кружит учебно-спортивный самолет Як-52. Слышали о петле Нестерова, «бочке», «штопоре»? Все эти фигуры высшего пилотажа можно выполнить на нем. После приземления спешу к пилоту. За штурвалом находился курсант Белорусской государственной академии авиации Сергей Юхневич. В небе он с 2015 года.

-- Хорошо помню свой первый полет. Это было в август. Тогда налет составлял 11 часов 25 минут. Какие могут быть чувства? Только эйфории. Отрабатывал полет по кругу: взлет и посадку. Дальше элементы добавляются, изучаются фигуры высшего пилотажа. Самые захватывающие в начале учебы «бочка» – поворот на 360 градусов, «полубочка», обратный «штопор». Чем чаще в воздухе, тем больше задумываешься о качестве. Обращаешь внимание не на собственные ощущения, а на технику выполнения.

Еще одно зрелищное направление в аэроклубе – парашютный спорт. Старший инструктор парашютной подготовки Юрий Стефанович с 1997 года учит людей парить:

-- Берем парней и девчат от 15 до 20 лет. Они проходят медкомиссию и двух-трехмесячную подготовку, после чего делают три прыжка. Это первая программа. Вторая предусматривает 200 прыжков за 2-3 года. Параллельно изучаем теорию управления парашютом, телом в свободном падении, методику укладки парашютов. У нас очень популярны коммерческие прыжки. Приезжают целыми семьями. Несколько раз молодые пары едва ли не в небе создавали союзы. Что имею в виду? Помню, как парень отправил девушку на прыжок. На земле была растяжка с предложением руки и сердца. Ее та увидела, пока парила. После приземления молодой человек подарил возлюбленной кольцо. Таких трогательных моментов хватает.

В Липках сейчас совершается не очень много прыжков с парашютом. Для этого необходимы идеальные метеоусловия. Потому что рядом лес, а от него идут завихрения ветра, при которых легко получить травму на приземлении. Даже опытным инструкторам при сильном ветре со стороны леса бывает сложно выполнять прыжки в тандемах на этой площадке. Поэтому большинство прыжков проходит близ молодечненского Хожово.

… В Минском аэроклубе работают и учатся летать люди, которые действительно живут только небом, и небо отвечает им взаимностью.

В ТЕМУ

1 июня Президент подписал Указ №186, по которому расширен спектр подготовки специалистов различных профессий. ДОСААФ предоставлено право участвовать в летной подготовке граждан, в том числе слушателей и курсантов учреждений образования, а также подготовке операторов и инженерно-технического персонала беспилотных летательных аппаратов. Еще одна конкретная задача на перспективу – перенос Музея авиации из Боровой в Липки.


Фото: Алексей СТОЛЯРОВ