Источник: Народная газета

Почему мы становимся жертвами пагубных пристрастий

В плену самообмана

Алкоголизм, тяга к наркотикам, игромания, невоздержанность в сексе, трудоголизм и переедание — зависимость не выбирает людей согласно их социальному статусу или достатку, она способна поселиться в сознании каждого из нас, если создать для нее комфортные условия. Что делать, если вы стали жертвой пристрастия, разрушающего вашу жизнь? Об этом и многом другом в нашей беседе с психологом Татьяной Ушакевич.


Четыре уровня ловушки

— Татьяна Александровна, откуда вообще берется зависимость? Нужно пенять на гены или винить во всем слабохарактерность человека?

— По этому поводу существует много спорных утверждений и исследований, к единому мнению специалисты пока не пришли. Безусловно, генетическая предрасположенность имеет важное значение. Если мы говорим о родных сестрах или братьях, кто-то мог ее унаследовать, а кто-то нет. Но даже при наличии наследственного фактора не менее важную роль играет социальный аспект: воспитание, окружение, характер и мировоззрение ребенка, мотивационная сфера. Условно говоря, даже с унаследованной тягой к алкоголю можно вырасти трезвенником и поборником здорового образа жизни, если родители грамотно подошли к вопросу формирования личности ребенка, если удачно сложились обстоятельства и человек не попал под влияние маргиналов. Кроме того, не будем сбрасывать со счетов тот факт, что старшего и младшего ребенка в семье все равно воспитывают по-разному.

Зависимость — это состояние, когда человек начинает физически нуждаться в том или ином веществе или действии (если речь о сексуальной аддикции). Таким образом он снимает напряжение, справляется с тревогой, нервным состоянием, чувством страха или неудовлетворенности.

Зависимость формируется поэтапно. На первой стадии человек руководствуется эмоциональной составляющей. Триггером может выступить как чувство радости, экстаза, так и сильнейшее переживание. На второй стадии формируется последовательное возвращение к пагубной привычке для улучшения эмоционального состояния. Третий этап характеризуется началом перестройки психики. Интересы сужаются до предмета зависимости. На четвертом этапе личность деградирует, полностью подчиняется выбранной стратегии поведения.

Правило комплексного подхода

— Механизм возникновения зависимости одинаков для всех ее видов?

— В принципе, да. Он может быть идентичным, но зависимость формируется разная. Потому что человек благодаря своей пагубной привычке решает разные задачи. Если мы говорим про алкоголиков, то это, грубо говоря, люди с неразвитой психикой, неразвитой социализацией, слабо выраженной агрессией, которые снимают свое напряжение орально — поглощая спиртное. К этой же категории относятся и курильщики.

Если брать для примера наркотическую зависимость, то это уже решение другой задачи — потребности в нарциссическом самолюбовании, попытки «возвыситься» над обстоятельствами.

— В каком случае не обойтись без помощи специалиста, а когда есть шанс самостоятельно справиться со своим нездоровым пристрастием?

— Когда зависимость вызвана веществами, которые меняют процессы в головном мозге и вызывают синдром отмены, для лечения потребуются медикаменты, которые под контролем врача помогают преодолеть зависимость на физическом уровне. Поэтому обязательно нужен специалист, который покажет, как перестроить работу мозга: заново расставить ориентиры и наклеить ярлыки на события, записать новые шаблоны действий и разобраться, почему вам не хватает дофамина без дополнительных стимулов. Для этого существует психотерапия.

Если же мы говорим про более безобидные привычки или ритуалы вроде курения, переедания, зависимости от социальных сетей и т.д., то можно попробовать просто заменить их другими: вместо того чтобы в выходные безвылазно просматривать TikTok или листать ленту в Telegram, лучше выйти на прогулку, сходить в тренажерный зал или бассейн, встретиться с друзьями. Постараться организовать свою жизнь так, чтобы на смену пагубному пристрастию пришло что-то новое и полезное.

Процесс избавления от всех видов и форм зависимостей предполагает появление гораздо более сложной формы поведения человека — социально адаптивной. Когда решение проблемы напрямую зависит от нескольких условий: признать ее наличие, захотеть от нее избавиться, начать предпринимать для этого усилия. Однако уже с первым пунктом возникают сложности. Алкоголик никогда не скажет про себя, что он алкоголик. Наркоман, может, и признается, что употребляет дурь, но заверит, что всегда сможет бросить. Игроман будет с пеной у рта убеждать себя и своих близких, что он просто азартный человек. И далее по списку. То есть перед нами картина эдакого искреннего самообмана.

В идеале лечение от разрушающих здоровье пристрастий требует комплексного подхода. Медикаментозная терапия помогает разрушить зависимость от химических веществ. Помощь психолога позволяет избежать тяжелых психических нарушений. Наркологи, психологи, психотерапевты учат контролировать пагубные желания, преодолевать социальные и психологические проблемы, чтобы человек снова мог вернуться к нормальной жизни, адаптироваться в обществе.

Сладость предвкушения

Ощущение удовольствия нам обеспечивает нейромедиатор под названием «дофамин». Он отвечает и за предвкушение удовольствия, сладкое чувство ожидания, которое порой сильнее самого события. Конечно, в организме одновременно происходят миллионы процессов, но если очень упростить, то формирование привычек и шаблонов идет по схеме: когда мы ждем удовольствия и получаем его, дофамина вырабатывается много и происходит так называемое положительное подкрепление — ощущение, что мы все сделали правильно. Если же мы разочарованы, то дофамина мало и формируется «отрицательное подкрепление», которое напоминает, как делать не нужно. В голове появляются шаблоны и ярлыки, и чем чаще мы действуем по одной схеме, тем быстрее к ней привыкаем.

В ожидании волшебного рецепта

— Давайте представим ситуацию: к вам на консультацию пришел человек, который признался, допустим, что он игроман, и просит ему помочь, потому что сам не справляется. Ваши действия?

— На самом деле помочь зависимому человеку справиться с его бедой можно только в том случае, если он сам уже разработал алгоритм своего спасения и хотя бы примерно представляет, как нужно действовать. В этом случае психолог может объяснить ему плюсы и минусы выбранной стратегии, предложить наиболее эффективный вариант, обрисовать дальнейшие перспективы и морально подготовить к неизбежным трудностям адаптации к новой жизни, лишенной прежнего источника удовольствия. В противном случае…

Очень точно подмечено: если есть желание — найдется тысяча возможностей, если нет желания — найдется тысяча причин. В каждом нашем «не могу» на самом деле процветает «не хочу». Когда человек приходит на консультацию к психологу и заявляет, что хочет избавиться от зависимости, но не знает как, это в подавляющем большинстве случаев свидетельствует о том, что он не стремится начинать работу над собой, а ждет какого-нибудь «волшебного рецепта» от специалиста. Но в том-то и дело, что зависимость — это не грыжа, которую хирург удалит, терапевт назначит профилактическое лечение, а от пациента потребуется только строго выполнять рекомендации врачей. Нет, в случае с алкоголизмом, наркоманией, игроманией и т.д. многое, если не все, зависит от самого человека. Именно поэтому многочисленные центры реабилитации работают только с теми пациентами, которые добровольно соглашаются на лечение.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.