Военные эксперты рассказали о ситуации с мигрантами на белорусской границе
На сегодняшний день белорусская граница работает только на въезд. Почему в Европе негативно восприняли такой наш подход по защите безопасности нашей страны, в эфире программы «PRO Армию» на «СБ ТВ» рассказали старший научный сотрудник Центра политологии Института социологии НАН Беларуси полковник запаса Александр Маркевич и депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по национальной безопасности полковник запаса Михаил Оксенюк.
Скриншот видео «СБ ТВ»
– Наши соседи привыкли охранять государственную границу за счет нас, – подчеркнул Михаил Оксенюк. – И мы, в принципе, были не против охранять границу соседей, у нас это получалось. И, по сути дела, если сегодня проанализировать количество прибывающих мигрантов, я не скажу, что оно в десятки раз увеличилось. Оно как было, практически так и осталось. Но поскольку мы перераспределили усилия и перестали специально задерживать этих мигрантов, то у нас есть на что тратить эти силы. Потому что наши соседи перестали выполнять обязательства по международным договорам. Даже на само задержание необходимо затратить колоссальные средства: людей надо разместить, помыть, в конце концов им надо приобрести билет и вернуть их обратно. Всех нарушителей, которые ранее задерживались сопредельной стороной, мы принимали и выполняли тот комплекс процедур, которые я ранее перечислил. Давайте вспомним, что за счет средств Евросоюза мы построили в Бресте изолятор временного содержания для беженцев. Потому что мы предполагали, что будет наплыв мигрантов, и они готовы были спонсировать. Мы стали строить еще один изолятор в Полоцке, но они вдруг прекратили финансирование. И что они думали, что, отказавшись от соблюдения международного договора, прекратили финансирование, ввели санкции и думали, что мы будем тратить свои средства? Будем откровенны, та помощь, которая шла в рамках Frontex, была на миллион долларов, а Европе пришлось бы потратить на охрану этого участка пять миллионов, то есть 1:5, и нас это устраивало.
Любая деятельность имеет объективный характер, так же, как и противоправная, отметил Александр Маркевич:
– В области незаконной миграции мы транзитная страна. Эта деятельность скрытная. Этим занимаются организованные преступные группы. Но организаторы находятся в стране исхода и конечной стране. Все остальные люди просто привлекаются на определенном этапе. Естественно, когда начался конфликт в Украине, никто из мигрантов из-за рисков туда не шел, поэтому эти потоки перенаправились в Россию и к нам. Естественно, что мы эту преступную деятельность пресекали, но изменились условия. У нас были договоренности, трансграничные и международные программы по различным линиям, но это, естественно, не покрывало наши издержки. Но когда Запад против нас начал проводить политику санкций и ущемления, естественно, в первую очередь мы будем защищать свои интересы, потому что в отношении нас угрозы усилились. Поэтому мы все основные усилия на границе направили на въезд, как и все цивилизованное сообщество.