Народный артист Беларуси Юрий Троян — об искусстве молодых и новых проектах

«Всегда интересно копнуть историю глубже»

Народный артист Беларуси Юрий Троян — об искусстве молодых, гастролях за рубежом и в глубинку, а также о новых проектах


НА СЦЕНЕ Большого театра в приглушенном свете софитов — репетиция «Витовта». Артистами «дирижирует» хореограф-постановщик народный артист Беларуси Юрий Троян: эмоционально жестикулируя, то и дело хлопком останавливает музыку, чтобы сделать ремарки…

Балет — стихия, страсть, дело жизни Юрия Трояна, который 6 октября отметил свое 65-летие. Поздравил народного артиста Президент. «Ваш блестящий талант танцовщика, балетмейстера и педагога в полной степени раскрылся в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь. Спектакли с участием Юрия Трояна, а также созданные на этой знаменитой сцене постановки по произведениям белорусских и зарубежных композиторов по праву входят в золотой фонд белорусского хореографического искусства», — сказано в поздравлении. Сегодня Юрий ТРОЯН — гость «Сельской газеты». 

— Юрий Антонович, люди искусства обычно делят свой профессиональный путь на значимые вехи в жизни. Начался ли для вас сегодня новый этап в творчестве?

— Не думаю. Вообще, я не привык говорить о каких-то вехах, этапах... Провел жизнь в любимой профессии — 48-й сезон работаю в своем любимом театре — и счастлив этим. Хотя и имел массу предложений сначала как исполнитель, затем как репетитор (когда ушел на пенсию) сменить место работы. В тяжелые 90-е годы мне хватило ума остаться в театре. Всегда старался как-то обустроить свою жизнь вокруг себя, а не ехать за тридевять земель и искать там возможности для профессиональной реализации.

Что касается этапов творческого пути, их в моей профессиональной биографии два, в том числе 20-летний — исполнительский. А до этого еще восемь лет учебы, время которой вспоминаю с трепетом. Здесь же, в здании Большого, находилось хореографическое училище, которое я оканчивал. Второй этап — когда ушел преподавать: стал руководителем труппы, потом был заместителем директора театра. Все эти годы занимался одним и тем же — руководил белорусским балетом в той или иной ипостаси. Дело это, поверьте, хлопотное, нервное, напряженное. Но чрезвычайно интересное! Всякое бывало — и взлеты, и падения, но как раз на то, что занимался чем-то неинтересным в своей жизни, пожаловаться не могу. 

Когда уходил с исполнительской стези, мог еще несколько лет танцевать: никто меня не гнал. Но я непреклонен: балет — искусство молодых. И тогда считал так и сейчас. Знаете такую формулу: когда ты можешь — не знаешь, как это сделать, когда знаешь, физически не потянешь. В этом смысле в балете, как в спорте, нужно всегда уходить вовремя. Не разрушать репутацию, которую создавал годами. Хотя не буду кривить душой: со сцены уйти сложно, особенно если за плечами увесистый багаж каких-то достижений, есть публика, которая тебя любит, поклонники…

— Ваша работа сейчас вплотную связана с молодежью. Как вам, мэтру, удается рассмотреть в подрастающих юных артистах будущих звезд?

— Я всегда очень внимательно просматриваю студентов на последних курсах Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа. Один может блестяще подготовиться к экзаменам, но потом провалиться в профессии, другой — наоборот. В балете важны человеческие качества, оцениваю претендентов в труппу и по этому критерию. Я общаюсь со всеми преподавателями колледжа, и они рассказывают о том, как ведут себя студенты, на что способны и в чисто человеческом плане.

Большинство молодых артистов в балете любят и хотят работать. Но в нашей профессии очень важно, чтобы у начинающих был такой учитель, который будет посвящать им свое время, силу, опыт на протяжении нескольких лет. Некоторые критикуют меня, мол, зачем возиться с молодыми, если по всему видно — не получится из него артиста большой величины. А когда вопреки всему получается, молчат. Главная часть моей профессии и состоит в этом: раньше других увидеть звездочку, а потом, не захваливая, помогать, помогать, помогать, причем иной раз  в довольно жесткой форме.

— Юрий Антонович, вы упомянули о гастролях. 20 лет назад то, с какой частотой наш балет сейчас ездит по миру, казалось бы фантастикой. В чем, на ваш взгляд, основная сложность выездов за рубеж?

— Да, в совокупности несколько месяцев в году наш балет на гастролях. Организовать поездки — титанический труд: артисты, декорации… Сплошные переезды у нас на гастролях. Отмотать в день 200, 300, а то и все 500 километров, а потом как ни в чем не бывало выйти на сцену и блестяще станцевать. Ведь за рубежом мы представляем не столько себя, сколько страну. И хочется делать все на высочайшем уровне... Еще нельзя забывать и о своих зрителях. В труппе 110 человек, поэтому добиваемся того, чтобы в родном театре шли спектакли хорошего уровня, пока половина труппы — в поездке. Сложное дело это и психологически, и физически. Представьте себе — за 46 дней станцевать 41(!) спектакль. Для сравнения: дома артисты танцуют три раза (постановки. — Прим. Авт.) в неделю. 

Я объехал с гастролями полмира, сбился со счета, в каких странах побывал. Но путешествия, несмотря на все сложности, одна из привлекательных черт нашей профессии.

— А если говорить о поездках в белорусскую глубинку?

— Лично я всегда относился и отношусь к ним положительно. Для меня очень важно, чтобы тот человек, который не имеет возможности приехать в Минск и прийти в наш театр, хотя бы частично, в адаптированном виде увидел, чем мы занимаемся.

Мы все принадлежим своему народу, своей стране. И это не красивые слова. Это так и есть. Мы отсюда вышли, мы здесь выросли, нас воспитал наш народ, дал нам образование. За это нужно быть благодарным. И наша благодарность выражается как раз в том, что мы с большим удовольствием выезжаем в глубинку. У нашего театра подписаны договоры с крупными городами, где мы регулярно выступаем, завоевали свою публику, поклонников.

— Если пригласят, даже в агрогородок приедете?

— Понимаете, не на всякой площадке можно показать наш спектакль. Там, где есть соответствующие условия, мы выступаем. Но никогда, а план работы у нас очень напряженный, не упустим возможности поехать с выступлением в районный или областной центр, где есть мало-мальски подходящая нам площадка. Ценный здесь и моральный аспект. В глубинке публика очень благодарная. Если для нас это работа, то для человека, который впервые вживую увидел балет, это событие в жизни.

— Юрий Антонович, одна из ярких ваших работ — «Витовт». Постановка эта первая за последние 15 лет, которую можно назвать сугубо национальным проектом. Почему вы заинтересовались этой историей?

— Мне было интересно копнуть глубже, окунуться в историю самому. И это произошло. Я получил огромное удовольствие. Убедился лишний раз в том, что история — великая сила. Не зря же умные люди говорили: если вы выстрелите в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в вас из пушки. Эта знаменитая фраза, с моей точки зрения, очень точно объясняет взаимосвязь прошлого и будущего. Если коротко, резюме такое: традиции — это воспитание. А воспитание — это человек будущего.

Сейчас с интересом работаем над новым проектом, где-то год остался до премьеры балета о судьбе Анастасии Слуцкой. Анатолий Делендик был сценаристом одноименного белорусского фильма, мы попросили его написать литературный сценарий для нас. Сейчас заканчиваем адаптировать его, превращать в сценарный план. Музыка уже написана композитором Вячеславом Кузнецовым. В работе над постановкой сам для себя еще кое-что подметил: чем больше сталкиваешься с историей, тем больше понимаешь, насколько она интересна. Бывали на нашей земле времена всякие. Но всегда здесь жили трудолюбивые и серьезные люди.

uskova@sb.by

Фото предоставлено пресс-службой 
Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси