Зумба, чирлидинг и даже боди комбат: как новолукомчанка с 67-летним опытом в танцах учит этому других

Наталье Томашевой-Стаин из Новолукомля – восьмой десяток. Большую часть жизни, а точнее 67 лет, она танцует, 58 – еще и преподает. Бальные танцы, народные, современные, чирлидинг, зумба – новолукомчанка на пенсии и сама не скучает, и другим дает возможность освоить прекрасный вид искусства. В том числе тем, кому уже слегка за 18. Побывали на репетиции одного из коллективов, которым руководит Наталья Николаевна, и узнали, откуда она берет силы, энергию и почему мечтает сделать Новолукомль танцующим городом.

Бодрый голос хореографа слышим уже с порога новолукомльского Дворца культуры. Энергичной походкой она ведет нас в танцевальный зал, где проходят репетиции. Угнаться за танцовщицей с 67-летним опытом – это не самое простое дело, годы тренировок сделали свое.

Люди столько не живут, сколько я занимаюсь танцами, – с улыбкой объясняет Наталья Томашева-Стаин.

За заветной дверью нас встречает группа прекрасных женщин. По паспорту каждой из них уже за 55, на вид – явно меньше.

Это «Золотой возраст» – один из двух моих коллективов, которому уже 13 лет. Здесь занимаются те, кто постарше. Танцуем разное, выступаем на мероприятиях, выезжаем в другие города. Кто-то занимается 10 лет, кто-то – второй день. Стараюсь сделать так, чтобы комфортно было каждому. Есть еще одна группа – «Дзіва-дэнс», она уже для молодежи. С ней участвовали в международном фестивале барабанщиц и мажореток в Витебске, ездили в Санкт-Петербург и не только, – делится Наталья.

Коллектив «Дзіва-дэнс». Фото из личного архива Натальи

Молодежь в ее понимании – это не подростки 10–16 лет, а работающие женщины в возрасте до 50-ти. С ними, отмечает собеседница, материал берут посложнее. Но и группе «золотого» возраста есть чем удивить зрителя. На просьбу продемонстрировать таланты получаем целый перечень направлений на выбор: народные, эстрадные, современные, зумба… Предлагают показать даже боди комбат – своеобразный «бой с тенью», где под динамичную музыку выполняют элементы восточных единоборств. Реквизит тоже дают выбрать разный: могут станцевать с рушниками, а могут и с чирлидерскими помпонами.


Один номер, другой, третий – на лицах танцовщиц ни следа усталости. Как им это удается? Секретов несколько. Первый, самый главный, – поддержка руководителя. Наталья Николаевна успевает и сама выполнить сложные пируэты, и зрителю улыбнуться, и участниц коллектива поддержать бодрым: «Давайте! Молодцы! Еще!» Второй, тоже немаловажный, секрет успеха – регулярные тренировки.

Здесь я занимаюсь уже 10 лет, – делится участница «Золотого возраста» Галина Бартновская. – Как-то привела внучку, а Наталья Николаевна говорит, мол, почему не приходишь сама. В ответ парировала: танцами никогда не занималась. А хореограф посмотрела на меня и сказала, что здесь пока никто не умеет. Решила рискнуть и не пожалела, осталась надолго. Моя жизнь и до этого была связана с творчеством. Только тогда это был театральный коллектив. Все мечтала заняться танцами, но решилась только после встречи с Натальей Николаевной. У меня муж хореограф, внучка танцует, теперь и я с ними на одной волне.

Теплые слова о Наталье Николаевне находятся у каждой. Сама же руководительница о своей жизни и танцевальной карьере рассказывает скромно:

Детство я провела в школе-интернате. Оттуда пошло всё: танцы, спорт, любовь к Родине. Для меня это стало школой жизни. Танцевать очень любила, в Витебске занималась бальными – тогда это все в городе только начиналось. Когда мой партнер уехал, будущий супруг, который тоже танцевал, пригласил на народные. Какая там энергия! Было сложно, но переучилась. В 1971-м поступила в культпросветучилище в Витебске (ныне Витебский государственный колледж культуры и искусств). Вместе с мужем учились, вместе окончили, меня направили в Новолукомль, он приехал позже. Так в 1977-м здесь появился ансамбль танца «Светлячок», которому со временем присвоили звание образцового, – вспоминает собеседница.

Сколько наград с разными коллективами завоевали, Наталья ответить затрудняется, но счет явно идет на сотни. На полках, стеллажах, в шкафах в небольшом зале – выигранные дипломы, кубки, грамоты. Могла бы стоять в этом ряду и книга отзывов, но с ней приключилась интересная история:

– Ездили мы в Германию с «Поездом Дружбы». Когда приехала корейская делегация, мы им дали нашу книгу отзывов, чтобы они посмотрели, почитали, оставили автографы. А корейцы ее забрали с собой. Так и не вернулась наша книга в Беларусь, – с улыбкой вспоминает танцовщица.

Германия – это не единственная точка на карте, куда Наталья в разные годы выезжала со «Светлячком». Среди современных цветных снимков на стене выделяется черно-белое фото в рамке с подписью «Соединенные Штаты Америки, г. Брэнсон, апрель-май 1998 год». Чуть правее – диплом на эстонском языке, а в рассказе собеседница неоднократно упоминает поездки в Болгарию и страны Балтии.

Дети наши все ходили в «Светлячок», – вспоминает одна из участниц «Золотого возраста». – Многим Наталья Николаевна дала профессию, кто-то сам уже преподает. Теперь к хореографу, который учил наших детей, пришли и мы.

Занятия с детьми для Натальи Томашевой-Стаин теперь в прошлом, людей в разы меньше, а на тренировках никого успокаивать не нужно. И это, признается собеседница, скорее огорчает, нежели радует:

 Группы раньше были по 40 человек! Я всегда мечтала, чтобы Новолукомль затанцевал, чтобы люди приходили, погружались в эту атмосферу, учились, узнавали новое, чтобы шли за здоровьем, эмоциями, впечатлениями. Это было моей мечтой. Сейчас желающих не так много, и это очень расстраивает, – рассказывает собеседница, и на ее лице впервые за всю беседу пропадает улыбка.

Чтобы популяризовать танцы, Наталья вместе со своими коллективами регулярно выступает на главной сцене в родном городе. Демонстрация творчества на публику – неотъемлемая часть жизни каждого танцора, уверена она:

Людям нашего возраста порой приходится преодолевать себя, чтобы выйти на сцену. Танцевать сугубо для себя – это одно, но нам же нужно популяризировать этот вид искусства, чтобы все видели, каково это. Мне надо так, чтобы для людей, я этим и живу.

На просьбу одним словом объяснить, что для нее означают танцы, женщина отвечает не раздумывая:

Это жизнь. Я столько лет отдала творчеству, что уже не представляю, как жить по-другому. Без этого я уже не смогу.

Просим попозировать для снимка – Наталья тут же идет к станку. Сколько времени в общей сложности провела хореограф у него, выполняя экзерсисы, подсчитать сложно. Как и количество ребят, освоивших уроки Натальи Николаевны. Теперешние ученицы, хоть и не так юны, но так же искренне любят танцевать. И с таким же блеском в глазах, задором делают это.