Логопед — о том, нужно ли бить тревогу, если ребенок переставляет буквы и слоги в словах

Есть ли повод для беспокойства, если младшеклассник переставляет буквы и слоги в словах, или со временем проблема может исчезнуть сама по себе? На вопрос портала sb.by ответила учитель-логопед Марина Студнева.

Фото: freepik.com

По словам эксперта, в наше время почти в каждом классе есть хотя бы один ребенок с дислексией:

Количество детей, которые переставляют буквы или слоги при чтении и на письме, с каждым годом растет. К сожалению, это весьма распространенная проблема в современном мире.

Марина Студнева уточнила, в каких случаях нужно проявить бдительность:

Одно дело, если ребенок иногда переставляет буквы при чтении. В такой ситуации беспокоиться не о чем: каждый может время от времени допускать подобные ошибки. Но если ребенок систематически переставляет буквы, речь идет о серьезном речевом нарушении. Заметить эту проблему можно уже во втором полугодии первого класса.

Логопед поделилась наблюдениями, почему многие родители не придают должного значения проблеме, когда она только начинает проявляться:

Пока ребенок учится в первом и втором классе, родители думают, что он ленится, либо невнимателен, либо специально делает ошибки. Взрослые искренне надеются, что он перерастет и втянется в учебную деятельность, а третьем классе хватаются за голову при виде отметок за письменные работы и чтение. Быстро нанимают репетиторов и ждут, возможно, чуда.

Конечно, в чудеса тоже можно верить, но не в случае с дислексией, подчеркнула Марина Студнева:

С дислексией рождаются. Это нарушение, которое можно скорректировать, но не убрать. У ребенка с дислексией (нарушением чтения) обязательно есть и дисграфия (нарушение правописания).

По словам специалиста, при дислексии занятий с репетитором недостаточно, обязательно нужна помощь дефектолога:

Репетитор может помочь ребенку преодолеть возникшие пробелы в знаниях. Например, закрепить понятие «предлог как часть речи» и помочь уяснить, в каких случаях он употребляются. А учитель-дефектолог на основе диагностики нарушений учебных навыков разрабатывает индивидуальную программу помощи конкретному ребенку минимум на шесть месяцев, с учетом ежедневной структурированной работы.

В заключение Марина Студнева отметила, что проблема дислексии сложная и требует не только врачебного обследования и помощи дефектолога, но и участия родителей.

Ранее мы писали о том, какую роль в развитии речи и успеваемости ребенка в школе играет фонематический слух.